Оглавление
Системный анализ
предметной области «Магазин»
Методологии
моделирования, поддерживаемые MS VISIO
Построение простейшей
модели IDEF0
Сегодня
в сложном и постоянно изменяющемся мире интересы деловых людей должны быть
сосредоточены на процессе удовлетворения потребностей клиентов. Работаете ли Вы
в маленькой или большой организации, процесс производства, поставки товаров или услуг определяют качество и в
конечном итоге успех Вашего бизнеса.
Усовершенствование
бизнес-процессов включает отображение и моделирование всех стадий деятельности
компании для лучшего понимания и усовершенствования проводимых операций. Можно
моделировать деятельность организации в целом или ее части, например процесс
формирования требований к принятым в организации информационным технологиям.
Моделирование — один из наиболее эффективных методов для понимания и установления связи между деловыми правилами и бизнес-процессами компании. В процессе моделирования устраняются посторонние детали, а важная информация выдвигается на первый план для упрощения изучения системы.
Графика (блоки и стрелки) используется для улучшения понимания структуры модели, поэтому большинство людей думают о моделях как об иллюстрированных представлениях. С использованием моделирования бизнес-процессов Вы можете оценить систему так широко, чтобы все аспекты работы вашей организации могли быть проанализированы, поняты и, возможно, что наиболее важно, сообщены другим.
IDEF0— мощный инструмент моделирования для анализа, документирования и понимания комплексных бизнес-процессов.
С использованием IDEF0 строятся диаграммы бизнес-процессов, ясно показывающие бизнес-процессы (блоки), результаты их работы и ресурсы, необходимые для их функционирования. IDEF0-модель обеспечивает объединенную картину того, как организация добивается выполнения своих целей, от маленьких отделов до всей компании в целом.
Также можно использовать IDEF0 для моделирования потоков работ, потоков процессов и потоков данных.
MS VISIO поддерживает три методологии моделирования:
• функциональное моделирование (IDEF0);
• описание бизнес-процессов (IDEF3);
• диаграммы потоков данных (DFD).
Поддержкой трех методологий моделирования в одной программе MS VISIO объединяет три ключевых подхода к моделированию бизнес-процессов, что вполне удовлетворяет потребности, как системных аналитиков, так и специалистов-технологов.
При создании новой модели достаточно просто выбрать нужную методологию в диалоговом окне, появляющемся каждый раз при создании новой модели.
Для иллюстрации и анализа сложных процессов, таких как бизнес-процессы, производственные процессы и образовательные процессы, может быть использован пакет MS VISIO, являющийся одной из составных частей MS OFFICE.
Рассмотрим возможности проведения системного анализа в среде MS VISIO 2003.
На рис. 6.2. изображены основные элементы модели в соответствии со стандартом IDEF0.
Рисунок 6.2. Элемент IDEF0 в MS VISIO
С использованием стандарта IDEF0 строятся диаграммы бизнес-процессов, ясно показывающие процессы (блоки), результаты их работы и ресурсы, необходимые для их функционирования. Модель обеспечивает объединенную картину того, как организация добивается выполнения своих целей, от маленьких отделов до всей компании в целом.
Функциональное моделирование
является технологией анализа системы в целом как набора связанных между собой действий
или функций. Действия системы анализируются независимо от объекта(ов), который обеспечивает их
исполнение. Моделировать деловой процесс можно исходя из различных перспектив и
временных рамок.
, Вы можете смоделировать процесс заказа услуг клиентом так, как Вы видите его в идеале, а не так, как это происходит в настоящее время.
С функциональной точки зрения Вы можете также абстрагироваться от проблем физической реализации модели.
MS VISIO позволяет строить различные диаграммы. Поэтому перед началом работы необходимо выбрать соответствующий тип диаграммы (см. рис. 6.3.).
Рисунок 6.3. Выбор средств моделирования
Рабочее место MS VISIO выполнено в виде рабочего стола, состоящего из нескольких окон.
На рабочем столе размещены:
• меню;
• образцы объектов модели;
• область для рисования;
Панель Меню MS VISIO. Панель Меню MS VISIO соответствует стандартам Windows и обеспечивает доступ ко всем функциям MS VISIO. Некоторые из них:
Печать. Чтобы открыть окно печати, на панели Меню выберите File, затем Print.
Масштаб. На панели Меню выберите View, затем измените масштаб изображения для активной диаграммы или для всех диаграмм в модели на тот, который Вам нужен.
Стандартная панель инструментов. Стандартная панель инструментов (рис. 6.4) обеспечивает быстрый доступ к часто выполняемым задачам.
Рисунок 6.4
Как и любая другая панель инструментов MS VISIO, стандартная панель может быть расположена в любой стороне экрана или находиться в любом месте в области диаграммы. Вы можете также показывать или скрывать ее, используя функцию View на панели Меню.
Образцы объектов модели (рис. 6.5) обеспечивают стандартизацию как общего вида модели, так и каждого ее элемента.
Рисунок 6.5. Образцы объектов модели
Область для рисования (рис. 6.6) предназначена собственно для построения модели.
Рисунок 6.6. Область рисования модели
Вы можете создавать диаграммы MS VISIO, редактировать их, управлять ими в области для рисования. По Вашему желанию диаграмма может быть масштабирована при помощи инструментов настройки масштаба.
Диаграмма
первого уровня
В качестве примера анализа
с использованием методологии IDEF0 рассмотрим бизнес процесс, который использовался
для иллюстрации предыдущих лабораторных работ.
Объектом исследования
является Магазин продовольственных продуктов. Диаграмма IDEF0, описывающая деятельность
магазина с точки зрения покупателя показана на рис. 6.7.
Рисунок 6.7. Функциональная модель Магазина с точки зрения покупателя
Данный рисунок должен
быть дополнен таблицей (таб. 6.1), содержащей характеристику каждого объекта,
представленного в функциональной модели.
Таблица 6.1. Характеристики объектов модели IDEF0
Объект |
Название |
Определение |
Описание |
Функция |
Краткое название функции. Ее идентификатор |
Определение цели реализации функции |
Дополнительная информация, характеризующая функцию. Например, описание
ресурсов, необходимых для ее реализации.
Другой вариант - сравнение с другими аналогичными объектами |
Вход (возможно несколько) |
Краткое название входа. Например, название документа. |
Определение содержания входа. Например, перечень разделов документа. |
Дополнительная информация о входе. Например, правила оформления
документа и подтверждения факта его получения. |
Выход (возможно несколько) |
Краткое название выхода. Например, название документа. |
Определение содержания выхода. Например, перечень разделов документа. |
Дополнительная информация о выходе. Например, правила оформления
документа и подтверждения факта его доставки. |
Контроль (возможно несколько) |
Краткое название документов, регламентирующих выполнение функции |
Определение содержания контроля. Например, перечень разделов
регламентирующего документа. |
Дополнительная информация о контроле. Например, содержание
регламентирующего документа или правила его оформления. |
Механизм (возможно несколько) |
Краткое название исполнителя данной функции. |
Определение формы реализации исполнителя (механизм, компьютерная
программа, человек, коллектив) |
Описание исполнителя как системы. |
Для рассматриваемого
объекта моделирования таблица может быть заполнена следующим образом:
Таблица 6.2. Характеристики объектов функциональной модели магазина
Объект |
Название |
Определение |
Описание |
Функция A0 |
Магазин |
Целью магазина является удовлетворение запросов покупателей. |
Магазин осуществляет продажу продуктов, представленных в Перечне
продуктов. |
Вход A0 |
Обращение покупателя |
Обращение покупателя, представленное в удобной для него форме. |
Обращение может быть представлено в устной или письменной форме. |
Выход A0 |
Продажа |
Результат обработки обращения покупателя. |
Документом, подтверждающим результат обработки, является накладная,
содержащая перечень и характеристики приобретенных продуктов. |
Контроль A0 |
Перечень продуктов |
Перечень продуктов, предоставленных на выбор покупателю. |
Перечень может включать продукты, отсутствующие в наличии (на складе).
Такие продукты могут быть получены от поставщиков, с которыми работает
магазин. |
Механизм A0 |
Сотрудники магазина |
Сотрудники, прямо или косвенно участвующие в обработке обращения
покупателя. |
Количество и состав сотрудников зависит от количества покупателей,
ассортимента продуктов и от количества поставщиков. |
Диаграмма
IDEF0 второго уровня
Диаграмма второго
предназначена для более детального описания моделируемого процесса. На
диаграмме второго уровня должны быть описаны несколько функций (обычно от 2 до
7), описывающих реализацию соответствующей функции предыдущего уровня.
Диаграмма второго уровня
должна наследовать объекты модели предыдущего уровня. В среде MS VISIO это проще всего
обеспечить, если обычными средствами WINDOWS скопировать функцию предыдущего уровня с ее
окружением, а затем удалить функциональный блок. В данном случае результат
такой операции показан на рис. 6.8.
Рисунок 6.8. Подготовка к построению диаграммы второго уровня
Обратите внимание, что новая диаграмма
строится на новой вкладке того же документа, в котором была описана предыдущая.
Представим обработку
обращения покупателя в виде 3-х взаимодействующих процессов (рис. 6.9).
Рисунок 6.9.
Диаграмма второго уровня функциональной модели магазина
Диаграмма обязательно
должна быть дополнена таблицей, с характеристиками всех представленных на ней
объектов.
Таблица 6.3. Характеристики объектов вторго уровня функциональной модели магазина
Объект |
Название |
Определение |
Описание |
Функция A1 |
Обработка обращения покупателя |
Приведение желаний покупателя в соответствие с возможностями магазина. |
Сопоставление списка продуктов, подготовленного покупателем с перечнем
продуктов, представленных в магазине. |
Функция A2
|
Оформление заказа на поставку |
Анализ наличия нужных покупателю продуктов и обеспечение поставки
отсутствующих продуктов |
Поиск поставщика, оформление заказа и поставки отсутствующих
продуктов. |
Функция A3 |
Оформление продажи |
Оформление отчета об обработке магазином обращении покупателя |
Подготовка отчетного документа (накладной), подтверждающей передачу
продуктов покупателю |
Вход A1 |
Обращение покупателя |
Обращение покупателя, представленное в удобной для него форме. |
Обращение может быть представлено в устной или письменной форме. |
Вход A2 |
Поставка |
Документы, подтверждающие поставку продуктов, которых нет в наличии. |
Документы, подтверждающие поставку продуктов, которых нет в наличии,
но были заказаны покупателем |
Вход A2 Вход A3 Выход A1 |
Заказ на продажу |
Заказ, содержащий продукты из перечня, предоставленного магазином |
Обращение покупателя, приведенное в соответствие с перечнем
продаваемых продуктов |
Выход A3 |
Продажа |
Результат обработки обращения покупателя. |
Документом, подтверждающим результат обработки, является накладная,
содержащая перечень и характеристики приобретенных продуктов. |
Выход А2 |
Заказ на поставку |
Обращение к поставщику о поставке отсутствующих на складе продуктов |
Заказ поставщику на продукты, запрошенные покупателем, но
отсутствующие на складе |
Выход А2 Контроль A3 |
Продукты в наличии |
Перечень продуктов, подготовленных для покупателя |
Перечень продуктов, как со склада, так и заказанных у поставщиков |
Контроль A1, A2 |
Перечень продуктов |
Перечень продуктов, предоставленных на выбор покупателю. |
Перечень может включать продукты, отсутствующие в наличии (на складе).
Такие продукты могут быть получены от поставщиков, с которыми работает
магазин. |
Контроль A2 |
Перечень поставщиков |
Данные о поставщиках, с которыми работает магазин |
Поставщики, к которым магазин обращается при исчерпании продуктов на
складе. |
Механизм A1, A2, A3 |
Сотрудники магазина |
Сотрудники, прямо или косвенно участвующие в обработке обращения
покупателя. |
Количество и состав сотрудников зависит от количества покупателей,
ассортимента продуктов и от количества поставщиков. |
В данной таблице желтым
цветом выделены описания объектов, унаследованных их диаграммы первого уровня.
Без выделения цветом описаны объекты, принадлежащие только диаграмме данного
уровня.
Голубым цветом выделено
описание объектов, которые должны принадлежать и диаграмме данного уровня и
диаграмме предыдущего уровня. Появление этих объектов обуславливает
необходимость дополнение диаграммы первого уровня до вида, представленного на
рис. 6.10.
Рисунок 6.10. Уточненная диаграмма первого уровня функциональной модели магазина
Диаграммы потоков данны (DFD - Data Flow Diagramm) строятся из следующих элементов:
Элемент |
Описание |
Нотация Йордона
- Де Марко |
MS
VISIO |
Функция |
Действие, выполняемое моделируемой системой |
|
|
Поток данных |
Объект, над которым выполняется действие. Может быть информационным
(логическим) или управляющим. (Управляющие потоки обозначаются пунктирной
линией со стрелкой). |
|
|
Хранилище данных |
Структура для хранения информационных объектов |
|
|
Внешняя сущность |
Внешний по отношению к системе объект, обменивающийся с нею потоками
данных |
|
|
Такой тип обозначений элементов DFD-диаграммы получил название "нотация Йордона - Де Марко", по именам разработавших его специалистов.
Функции, хранилища и внешние сущности на DFD-диаграмме связываются дугами, представляющими потоки данных. Дуги могут разветвляться или сливаться, что означает, соответственно, разделение потока данных на части, либо слияние объектов. При интерпретации DFD-диаграммы используются следующие правила:
Помимо этого, для каждого информационного потока и хранилища определяются связанные с ними элементы данных. Каждому элементу данных присваивается имя, также для него может быть указан тип даных и формат. Именно эта информация является исходной на следующем этапе проектирования - построении модели "сущность-связь". При этом, как правило, информационные хранилища преобразуются в сущности, проектировщику остается только решить вопрос с использованием элементов данных, не связанных с хранилищами.
DFD диаграмма для рассматриваемого в качестве примера магазина показана на рис. 6.11.
Рисунок 6.11.
Диаграмма потоков данных при обработке обращения аокупателя
в магазин